ЧЕЕК ХАМ — ПОЕДАЮЩИЙ ДУШУ
Хакасы из общего понятия «шаман» выделяют ещё одну категорию – «Чеек хам» (поедающий шаман).
К сожалению, в литературе отсутствуют какие6либо четкие и полные сведения об этих шаманах. В «Хакасско-русском историко-этнографическом словаре» В. Я. Бутанаева дается лишь краткое описание этого термина. Имеется упоминание о чеек хамах в работе К.М. Потачакова. Некоторые сведения о свойствах шаманов «поедать» людей, встречаем у Н. П. Дыренковой. Она писала: «По господствовавшим некогда представлениям, шаман, если рассердится на кого-нибудь, может его съесть, то есть наслать духов, которые и съедят человека. Шаманы всячески старались поддержать в населении веру в эту их силу». У Н.Ф. Катанова находим интересный рассказ о «пожирающем» шамане Кечоке Майнагашеве: «В прежнее время один священник отнял у Кечока бубен. Потом пришел Кечок, чтобы «съесть» его в жаркий день. Кечок стал подкарауливать священника в том месте, где тот должен был купаться. Священник входил в воду, снявши с себя крест. Когда священник вошел в воду по колено, Кечок задавил его (своею силою) в воду и священник утонул».
Однако феномен «поедания» душ людей Н. Ф. Катановым специально не рассматривается. Вероятно, данное «белое пятно» объясняется тем, что исследователями свойство шаманов «поедать» души людей не считалось чем-то неординарным, и поэтому они не выделялись в отдельную группу. Тем не менее, собранный полевой материал позволяет нам выделить эту категорию шаманов. Чеек хамы относились к разряду черных, зловредных шаманов. Фигура чеек хама вызывала у людей страх. Хакасами они причислялись к сильным шаманам.
Согласно традиционным представлениям, шаманы хорошо знали друг друга. Сильные шаманы, во время камлания, встретив на своем пути слабого шамана, обычно «съедали» его душу и последний в действительности умирал. В традиционном сознании хакасов, чеек хамы мыслились как «поедающие» хут – душу людей (чаще детей). Старики говорили: «Были чеек хамы. Если кто умрет, то считали, что его съел чеек хам. Их очень боялись». Чеек хамы славились своей способностью похищать хут людей, после чего человек заболевал. Чаще крали хут детей. Считалось, что чеек хамы «убивали» грудных детей и даже могли убить детей, находящихся в утробе матери. Хотя в крайних ситуациях, чтобы спасти своего безнадежно больного ребенка, хакасские женщины обращались к чеек хамам. Эти шаманы могли взять хут одного ребенка и передать ее другому
– больному, после чего последний выздоравливал. Чтобы не забрали хут, специально одевали перстень. По хакасским народным воззрениям, чеек хамы, во время камлания на своем пути «съедали» всех не понравившихся им людей.
«В местечке Нижняя Тея жил чеек хам, по фамилии Какаяков. Страшный был человек. Много плохого сделал людям. Если ему не понравится какой6нибудь человек, то он его обязательно «съест». Тот человек вскоре умрет».

Шаман
Хакасы верили, что чеек хамом становился тот, кому передавались поедающие тёсы от их наставников или предков. Говорили: «Чеек хам были черными шаманами. Их наставниками, которые показывали им путь, тоже были чеек хам. Они ели души людей, и те вскоре умирали. По сравнению с обычными шаманами их было гораздо меньше». Как правило, одним из таких чеек тёсов являлся волчий. Хакасы про такого человека говорили: «Пуур тестiг чеек хам» – «Шаман — пожиратель душ, имеющий волчьего тёся».
По хакасским представлениям, будущему шаману предлагались «чеек тёстер» еще и в виде крови. По рассказам стариков, чеек хам, Кечук Майнагашев, славился тем, что «съел» многих людей. Его тёси, по родословной линии, были переданы известной шаманке Сарго Майнагашевой. Когда Сарго посвящали в шаманы, то подали ей черную бутылку с кровью. Сарго отказалась брать эту бутылку. Как утверждают старики, если бы она взяла эту бутылку, то стала бы чеек хам.
Чеек хамы обладали особым бубном, называвшемся «хара тюр» – «чёрный бубен». Вероятно, чёрный цвет олицетворял собой все потустороннее, имевшее связь с Нижним Миром, как олицетворением смерти. Когда чеек хам умирал, то считали, что бубен этого шамана «ходит» летом по ночам. Такой бубен хакасы называют «хара тюр». Принято считать, что «хара тюр» всегда ходит по одному и тому же месту, издает своими бубенцами звон, и в это время якобы слышится удар колотушкой по бубну. По традиционным представлениям, «хождение» бубна – хара тюр предвещало гибель людей. В народе до сих пор бытует такое выражение: «Хачан хара тюр сапчи, кiзi хазых чорбинче» – «Когда слышатся звуки удара хара тюр, то человек умирает». По рассказам стариков, при «поедании» чеек хамом души человека из хара тюр бежала кровь.
«Жил один чеек хам. Как-то он камлал и «съел» какого-то человека, который шел по дороге в деревню. И когда этот шаман «ел» того человека, то из шаманского бубна капала человеческая кровь. И тот человек в действительно в скорости умер. Этих шаманов сильно боялись».